Подготовка кадров в области эргономичности
Обмен учебными материалами


Подготовка кадров в области эргономики



Развитие эргономики для всех и каждого во многом определяется уровнем подготовки специалистов в этой области и повышением эргономической квалификации инженеров, дизайнеров, архитекторов и других специа­листов. Высшие учебные заведения ряда стран — Вели­кобритании, Германии, Канады, Нидерландов, Франции, США, Японии и др. имеют сложившиеся традиции под­готовки эргономистов. Так, в конце 40-х годов в США в государственном университете в г.Огайо и Иллинойском университете были введены первые специальные про­граммы для получения ученой степени в области изуче­ния человеческих факторов в технике. В 1970 г. подготов­ку кадров в этой области в США на уровне бакалавра, магистра и доктора наук уже осуществляли соответст­венно 20, 43 и 42 университета.

В 1994 г. эргономистов готовили 60 американских университетов.

В 1960 г. был организован факультет эргономики и кибернетики в английском политехническом универси­тете в г.Лавбро, который первоначально готовил эргоно­мистов из числа дипломированных специалистов. Этот факультет, переименованный в факультет наук о челове­ке,— ведущее высшее учебное заведение Великобрита­нии по подготовке специалистов в области эргономики. Несколько позже эргономистов стал выпускать факуль­тет организации производства Бирмингемского универ­ситета, а также некоторые другие высшие учебные заве­дения.

В 1994 г. девять английских университетов имели программы подготовки эргономистов.

Сложность в организации систематической подго­товки специалистов в области эргономики представляет­ся типичной для новых областей научного знания. Для

такой организации необходим определенный уровень развития эргономики (устоявшееся ее состояние как научной и проектировочной дисциплины, а также про­фессиональное признание в науке и проектировании ее специалистов^ В свою очередь, достижение такого поло­жения предполагает систематическую подготовку кадров в нужном количестве и требуемой квалификации. Усто­явшееся состояние эргономики необходимо и для наибо­лее точного определения профиля соответствующих спе­циалистов, а подготовка кадров такого профиля — необ­ходимое условие формирования эргономики как вполне определенной сферы научной и практической деятель­ности.

Междисциплинарный характер эргономики привно­сит дополнительные трудности, связанные с разработкой учебных программ. Причем проблема эта не является чисто академической, она имеет и определенный практи­ческий смысл. "С одной стороны, для промышленных и правительственных работодателей,— отмечают амери­канские ученые,— было бы экономично и удобно полу­чить единого «системного проектировщика», обладающе­го всеми необходимыми для успешного проектирования системы познаниями как в области машинной, так и человеческой составляющих, равно как и их взаимодей­ствия. С другой стороны, работодатель может собрать десятки или даже сотни весьма узких специалистов, деятельность которых будет координироваться «систем­ным менеджером», и каждый специалист сможет сам браться за конкретные аспекты системы по своей специ­альности. Ни один из этих крайних подходов, конечно, не предлагается серьезно в качестве единственного ре­шения, они лишь иллюстрируют одну из важнейших проблем подготовки специалистов рассматриваемой об­ласти, а именно проблему компромисса между широтой охвата и глубиной компетентности" [111, с.78].

Проблема нахождения компромисса между широтой междисциплинарного видения проблем и профессио­нальной компетентностью — одна из важных при созда­нии программ подготовки эргономистов.

"Перефразируя старую поговорку, можно ска­зать, — подчеркивает Т.Фрезер, — что в эргоно­мике нужно быть мастером на все руки, но по-на­стоящему мастером одного дела. Специалистом

в

какой именно области это не имеет особого значения, важно только, чтобы это была область, смежная с эргономикой. Можно быть психологом, физиологом, антропологом, медиком или иметь еще какую-нибудь специальность, но необходимо вла­деть одной из этих базовых дисциплин, на основе которой можно уже воздвигать собственно эрго­номическое образование. В то же время, если кон­цепции и методологию эргономики удастся вклю­чить в образовательный курс по базовым на­укам, тем лучше. Особенно это относится к тем случаям, когда специальностью является ин­женерия. Изучающие ее извлекут для себя пользу даже в том случае, если они не собираются сделать эргономику своей специальностью

[112, с.42].

Американские специалисты обсуждали два возмож­ных подхода к обучению специалистов в области челове­ческих факторов в технике. Один из них состоял в том, чтобы готовить первоклассных психологов-эксперимен­таторов, стремящихся направить свои усилия на улучше­ние систем "человек — машина". "Вместо того, чтобы быть квази-инженером, который усвоил поверхностный жаргон из области психологии и системотехники и знает названия нескольких руководств по исследованию чело­веческих факторов в технике, современный специалист в области эргономики должен быть подготовлен как специалист-экспериментатор и иметь солидную основу знаний в области фундаментальных процессов поведе­ния. Такой специалист будет отличаться от традиционно­го экспериментатора и оправдывать свое название спе­циалиста в области человеческих факторов в технике, в особенности по части целей. Подобно инженеру он будет стремиться увидеть плоды своих усилий в виде улучшен­ных систем. А если его цели несовместимы с техничес­кими целями, то тогда он не есть специалист в области человеческих факторов в технике" [111, с.79].

Суть другого подхода состояла в том, чтобы готовить инженеров-ученых, или системных инженеров. "Что нам нужно больше всего,— считают сторонники этого подхо­да,— иметь инженеров, которые усвоили все, что извест­но о работе человека (а также машины) и являются знатоками использования научных методов. Нам нужны настоящие ученые — инженеры или системные инжене­ры, овладевшие основами технических знаний и владею­щие методами наук о поведении и биологии, а также физических наук" [111, с.80].

Заслуживает внимания работа ведущих эргономис­тов, которые на специальном симпозиуме разработали

рекомендации по типовым учебным программам, оз­наменовавшим новый этап в развитии подготовки

кадров по этой специальности. Программы были под­готовлены многолетней практикой их разработки и обу­чения в соответствии с ними студентов в различных учебных заведениях многих стран. В пятидневный срок эксперты обсудили и выбрали программы, адекватные целям, задачам и методам эргономики. Затем выбранные программы были усовершенствованы с учетом досто­инств аналогичных программ. Все это стало возможным, в частности, и потому, что на симпозиум были приглаше­ны наиболее опытные преподаватели — создатели содер­жательных программ подготовки эргономистов. В работе симпозиума приняли участие 12 ученых-преподавателей из семи стран и 4 преподавателя по смежным с эргоно­микой дисциплинам. При отборе участников симпозиума главное внимание обращалось на то, чтобы были пред­ставлены все существенные направления развития эрго­номики, а не посланцы тех или иных стран.

Сфера применения эргономики, как известно, не ограничена определенными дисциплинами или отрасля­ми. Поэтому в начале симпозиума было решено разрабо­тать спектр эргономических учебных программ, чтобы высшие учебные заведения могли выбрать ту программу, которая больше всего подходит их системам образования и которая удовлетворяла бы специфические потребности в эргономистах их стран.

Ниже приведена программа полного курса по эрго­номике с указанием количества часов, отводимых на лекции и практику.



На

рис. 6-52

представлены шесть учебных программ по эргономике, рекомендованных рабочими группами симпозиума

[102,

с.

4].

Линия

Ж

внизу рисунка показы­вает время от поступления в университет до выпускного экзамена, дающего степень магистра или эквивалентную степень. Оно может составлять от 2400 (или менее) до 3000 часов (учебный час в данном случае составляет 60 мин.), т.е. 4 — 6 лет, в зависимости от конкретной образо­вательной системы. Сплошные линии на рисунке (для каждой из программ А—Е) представляют ту часть курса, которая посвящена специальной дисциплине, например инженерии, психологии, физиологии и т.д. Штриховыми линиями показаны части курса, посвященные эргономи­ке. Эргономическая часть курса не обязательно должна быть завершающей. Она может преподаваться одновре­менно с другими неэргономическими курсами. Однако для программ Б, В, Г и Д предполагается, что эргономи­ческую программу проходят после получения степени бакалавра или другой степени аналогичного уровня.

Многолетний опыт разработки учебных программ и подготовки кадров эргономистов, сочетание учебного процесса с проведением эргономических исследований и проектирования, а также высококвалифицированный преподавательский и научный состав факультета наук о человеке политехнического университета в г.Лавбро сни­скали ему известность признанного учебного и научного центра в области эргономики. Поэтому не случайно его учебные программы были взяты за основу при подготов­ке типовых учебных программ по эргономике.

Программа полного курса по эргономике состоит из трех основных частей: базовая дисциплина (от 400 до 1000 часов), полный курс по эргономике (2000 часов), диплом­ная работа по эргономике. В зависимости от конкретных

условий полный курс может занимать от 2400 до 3000 часов. Поскольку рассматриваемая эргономическая про­грамма составляет 2000 часов, студент может начинать свое университетское образование с какой-нибудь дру­гой дисциплины, затратив на нее от 400 до 1000 часов. Считается, что многие предметы могут оказаться полез­ными для его дальнейших учебных занятий и будущей профессии. Обучаясь по этой программе, студент значи­тельную часть времени может посвятить таким фунда­ментальным дисциплинам, как математика, физика и т.д., а также изучению технологии, механики или электротех­ники. Факультеты, где студенты изучают полный курс по эргономике, могут представить широкий спектр дисцип­лин для выбора. Количество часов зависит от особеннос­тей системы образования.

Эргономическая часть курса занимает примерно 2000 часов, включая два проекта в области эргономичес­ких исследований и (или) проектирования. Выпускная дипломная работа, на которую уходит от трех до шести месяцев, должна показать способность студента правильно, профессионально ставить задачи и находить их реше­ние в сфере прикладной эргономики.

Включая циклы естественно-научных, социальных, психологических, экономических и общетехнических дисциплин, рассматриваемая программа ориентирована на подготовку глубоко эрудированного и широко образо­ванного специалиста, способного основательно решать практические задачи в промышленности и других облас­тях. Причем имеется в виду не подготовка психолога, физиолога, гигиениста труда или инженера, а специалис­та нового профиля — эргономиста. Получив образование в соответствии с этой программой, выпускник может работать в качестве исследователя, проектировщика, экс­перта или преподавателя по эргономике.

При рассмотрении данной программы и подобных ей, естественно, возникает вопрос об интеграции тех разнородных знаний, которые ими предусматриваются. Установление эргономически ориентированных смысло­вых связей между разрозненными знаниями — необхо­димое условие реализации потенциально заложенных в программе возможностей подготов­ки специалиста. Преподаватели раз­личных дисциплин, включаясь в подготовку эргономистов, должны хорошо ориентироваться в смеж­ных специальностях, владеть их по­нятийным аппаратом. Чтобы помочь студентам в интеграции знаний, разработана, например, концепция практикума по системному проек­тированию, который начинается на первом курсе и продолжается до окончания четвертого курса. Сту­денты, сначала в группах по 6—12 человек, а в конце занятий пооди­ночке или парами, решают, исполь­зуя знания и методы эргономики, различные реальные практические проблемы, сгруппированные по сте­пени сложности; в этом им помога­ют преподаватели высшего учебно­го заведения или эксперты со сторо­ны, выполняющие роль координато­ров и консультантов [112].

Типовые учебные программы широко используются университе­тами и колледжами многих стран, готовящими эргономистов, и берут­ся на вооружение в тех странах, где эргономика только еще вводится в программы высших учебных заве­дений или где осуществляется со­вершенствование действующих программ

(рис. 6-53, 6-54).

Характеризуя основные этапы развития подготовки кадров в об­ласти эргономики и ее ближайшие перспективы, Р.Пирсон в 1980 г. писал:


"Мы уже не младенцы 50-х годов, не дети 60-х или юноши 70-х. Для достижения зрелости необходимо преодолеть серию болезней роста. По-моему, пос­ледующая декада несет изменения и перспективы развития нашей сферы. Многие технологические проблемы, с которыми приходится сталкиваться отдельным странам, предоставляют нам возмож­ность продемонстрировать эффективное исполь­зование знаний в области теории и практики эргономики. Готовы ли мы к этим изменениям? В определенной степени ответ на этот вопрос зависит от того, насколько хорошо эргономисты подготовлены (в плане образования) и насколько ответственно относятся другие к целесообраз­ности наших услуг. Начать с того, что нам необ­ходимо больше качественных учебных программ в нашей сфере для подготовки компетентных эрго­номистов. Кроме того, процесс непрерывного обу­чения необходим прежде всего самим эргономистам для приобретения знаний и опыта и для передачи наших профессиональных услуг другим. Основная проблема в обеспечении данного обучения может быть связана с самими преподавателями, т.е. с наличием у них времени и соответствующей ква­лификации" [113, р.804-805].

В целом ряде стран сформировались системы подготовки кадров и повышения квалификации в об­ласти эргономики.

В Великобритании, которая в какой-то мере является законодательницей в этой области, существуют три уровня обучения эргономике. Первый уровень — подготовка на степень магистра по эргономи­ке, которая, например, осуществляется на факультете наук о человеке в политехническом университете г.Лавб-ро. Второй уровень — включение основ эргономики в программы подготовки по другим специальностям, на­пример по авиационной медицине, информатике, кон­струированию, дизайну, организации производства, пла­нированию и управлению на транспорте, архитектуре. Наконец, третий уровень — это краткие курсы по эрго­номике для персонала фирм и корпораций, как это имеет место, например, в гражданской авиации Великобрита­нии. Под эгидой английского Эргономического общества осуществляется обучение на 12 курсах по эргономике. Окончившие эти курсы имеют право на членство в Об­ществе. Разработаны программы и ведется преподавание основ эргономики в школах страны.

Определенное представление о содержании курсов по эргономике для персонала фирм, которые ориентиро­ваны на их специфические задачи, можно составить, ознакомившись с тематикой занятий в американской корпорации "Локхид". Продолжительность обучения — 20 недель, по часу в неделю. Учебный курс разделен на три относительно самостоятельных части и 26 тем.

Первая часть,

обзорная, содержит следующие раз­делы:

1) задачи эргономической деятельности и ее организация, функции эргономиста;

2) возможности карьеры для специалистов в области эргономики;

3) прикладная эргономика как составная часть инженерной деятельности;

4) деятельность эргономиста в процессе разработки сложных систем;

5) подготовка предложений с целью заключения контракта;

6) разработка эргономической программы и плана работы.

Вторая часть

"Процесс и примеры" включает такие разделы:

1) прикладная эргономика и проектирование оборудования;

2) прикладная эргономика и проектирование вспомогательных средств;

3) прикладная эргономика и проектирование программного обеспечения;

4) анализ задач;

5) проектирование дисплеев;

6) ошибки человека;

7) эргономические испытания и оценка.

Наконец,

третья часть

"Смежные дисциплины"— представляет собой краткие обзоры 12 дисциплин (тех­нологий), тесно связанных с эргономикой:

1) системотехника;

2) системы сбора, обработки и представления данных;

3) системы искусственного интеллекта и экспертные системы;

4) отбор экипажей для космических полетов;

5) профессиональное обучение и разработка систем инструктажа;

6) обслуживание и ремонт оборудования;

7) материально-техническое обеспечение;

8) надежность систем;

9) безопасность систем;

10) материалы и процессы;

11) вспомогательная техника;

1 2) взаимоотношения с субподрядчиком.

Во время ежегодной аттестации каждый эргономист предварительно заполняет специально разработанную анкету, затем с ним беседует инспектор. Это помогает определить самооценку специалиста и область его инте­ресов, оценить текущую работу и выявить долгосрочные цели. Такая информация, наряду с мнением инспектора и его оценкой, создает базу для составления плана работ с указанием сроков их завершения. Согласованный план подписывают сам сотрудник, инспектор и управляющий. Обсуждаются также возможные пути продвижения по службе. Многие эргономисты сходятся во мнении, что организация непрерывного обучения и профессиональ­ное совершенствование — это самый результативный путь повышения эффективности деятельности и каждого специалиста и организации в целом.

Число высших учебных заведений, готовящих спе­циалистов по эргономике и осуществляющих повышение квалификации в этой области, продолжает расти. В из­данном в 1980 г. справочнике учебных заведений, в кото­рых готовятся специалисты в области эргономики или читаются различные курсы по эргономике, содержались сведения о 156 учебных программах по эргономике выс­ших учебных заведений 28 стран. В справочнике, кото­рый опубликован в 1994 г., содержатся уже сведения о 223 программах учебных заведений 32 стран мира [114].

Все больший размах приобретает деятельность по повышению квалификации в области эргономики специ­алистов инженерно-технического профиля. Преподава­ние основ эргономики становится неотъемлемой частью подготовки студентов технических высших учебных за­ведений. Эргономика в наши дни, отмечают английские инженеры Д.Лиих и Б.Турнер в монографии по вопросам современного проектирования, признанная дисциплина, имеет труды, позволяющие преподавать

ее

на уровне таких предметов, как термодинамика и сопротивление материалов. Причиной того, что эргономика не включена как предмет в учебные программы еще большего числа университетов или политехнических институтов, являет­ся скорее их перегруженность, а не недооценка ее важ­ности.

Пристальное внимание, которое уделяется вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области эргономики, объясняется тем, что от их решения во многом зависит развитие этой сферы научной и практической деятельности [115]. Вместе с тем ощущается потребность в большом количестве более квалифицированных эргономистов — к такому выводу пришел Р.Г.Пирсон в докладе "Эргономическое образо­вание в канун XXI века".

Интеллект и профессионализм — необходимые, но недостаточные условия деятельности на поприще эргоно­мики. Профессиональные этика и ответственность также неотъемлемые части профессии эргономиста. Высшие учебные заведения, готовящие эргономистов, не могут осуществлять их профессиональное обучение безотноси­тельно к этическим проблемам, создавая у студентов впечатление, что моральная и социальная ответственнос­ти — лишь отвлеченные понятия, уводящие далеко в сторону и не имеющие отношение к будущей их деятель­ности.

Глава VII

РАБОЧАЯ СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

ЕЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

7.1. Понятие "рабочая система" и эргономические принципы ее проектирования

В 1993 г. обновлен международный стандарт "Эрго­номические принципы проектирования рабочих систем", разработанный в 1981 г. техническим комитетом 159 "Эр­гономика" Международной организации по стандартиза­ции. Новая его редакция закрепляет мировой опыт ис­пользования эргономических знаний для совершенство­вания производственных систем, включая проектирова­ние рабочих задач и действий по их выполнению, различ­ных видов работ, процессов, организации рабочих мест, оборудования, рабочей (производственной) среды. Стан­дарт придает определенный правовой статус эргономи­ческому проектированию и знаменует официальный пересмотр традиционной процедуры проектирования производственных систем, которая определяется требо­ваниями, предъявляемыми оборудованием и технически­ми средствами.

Стандарт фиксирует выгоды, получаемые человеком и обществом от применения эргономики и выражающие­ся в сохранении здоровья, повышении безопасности и росте благополучия работающих людей. Не менее суще­ственны экономические выгоды от комплексного исполь­зования эргономических принципов, методов и требова­ний, заключающиеся в повышении эффективности, на­дежности и удобстве рабочих систем.

В стандарт должны были войти основные термины эргономики, приемлемые для всех стран, где она разви­вается. Однако на современном этапе развития эргоно­мики такая задача представляется крайне сложной. Поэ­тому предложенный в стандарте вариант ее решения не может удовлетворить всех. Формулировки отдельных терминов отличаются от принятых в ряде стран, включая Россию. Раскрытие их содержания в стандарте соответ­ствует сложившейся теории и практике эргономики.

Новым для российских эргономистов явился термин "рабочая система", которая в соответствии со стандар­том включает одного человека или большее число людей и производственное оборудование, используемое при вы­полнении задачи системы в рабочем пространстве, в среде на рабочем месте и в ситуациях, определяемых рабочими задачами. К производственному оборудованию, согласно стандарту, относятся инструменты, машины, транспортные средства, приборы, рабочая мебель и раз­личное вспомогательное оборудование. Под рабочим про­странством понимается некоторый объем, предназна­ченный в рабочей системе для трудовой деятельности одного человека или большего числа людей и позволяющий выполнить рабочую задачу. Рабочая среда (производст­венная среда) это физические, химические, биологичес­кие, организационные, социальные и культурные факто­ры, совокупность которых составляет среду на рабочем месте. Рабочая задача, как раскрывается содержание этого термина в стандарте,это цель, которая должна быть достигнута в определенных условиях, и требуемые действия для выполнения задачи человеком или большим числом людей.

При проектировании рабочих систем, в отличие от традиционного инженерного проектирования, особое значение придается работающему человеку как интегри­рующему компоненту этой системы. Рассматриваются все потенциальные взаимодействия между работающими людьми и между ними и производственным оборудова­нием. Причем эти взаимодействия анализируются в среде на рабочем месте и при рабочих нагрузках людей. Уста­навливается баланс между требованиями выполняемой человеком работы и его возможностями, в том числе и путем формирования оптимальных условий труда. Конеч­ный результат — безопасность, сохранение здоровья и

Устанавливается баланс между требованиями выполняе­мой человеком работы и его возможностями, в том числе и путем формирования оптимальных условий труда. Ко­нечный результат — безопасность, сохранение здоровья и благополучие работающих людей при одновременном обеспечении экономической эффективности.

Проектирование рабочих систем сводит к минимуму риск возникновения человеческих ошибок и тем самым предотвращает возможные несчастные случаи и аварии. Сохранение здоровья достигается не только за счет сведения к минимуму или исключения вредных воздейст­вий работы и рабочей системы, но и путем формирова­ния в процессе проектирования таких их свойств, кото­рые будут оказывать положительное и благоприятное влияние на работающих людей. Благополучие человека комплексный показатель, синтезирующий множество феноменов, носящих главным образом субъективный ха­рактер. С одной стороны, сюда относится все, что связано с комфортом, и прежде всего предупреждение утомления и дискомфорта, с другой стороны, при более широком рассмотрении включаются такие факторы, как самооценка, удовлетворение работой и возможности для индивидуального развития человека. Экономические ре­зультаты проектирования рабочей системы это эф­фективность, т.е. выполнение рабочей системой своих функций, достижение качественного результата, и про­изводительность — получение рабочей системой резуль­тата при возможно меньшем расходе времени, энергии и/или денег.

Успех проектирования рабочей системы зависит от точного определения назначения и требований к системе, последовательно реализуемых на последующих этапах проектирования. Процесс проектирования разбивают на структурно целостные проектные решения, в каждом из которых человек и производственное оборудование вза­имодополняют друг друга. Решения, касающиеся распре­деления функций.проектирования интерфейсов, профес­сиональной подготовки, влияют друг на друга, так что проектировщикам систем приходится, как правило, оце­нивать множество альтернатив, прежде чем они приходят к окончательному решению. Зачастую им необходимо пройти несколько раз через множество этапов анализа и синтеза, пока по каждой области проектного поиска не будет собрана вся информация и представлена в виде, удобном для ее окончательного рассмотрения. Проекти­рование деятельности человека с производственным обо­рудованием пронизывает процесс проектирования рабо­чей системы от начала до конца. Этот процесс адаптиру­ется для конкретных видов проектировочных работ.

Проектирование рабочих систем осуществляется на макроэргономическом, или общеорганизационном, и микроэргономическом уровнях, взаимосвязь которых по­зволяет добиваться наибольшего эффекта. Эргономисты включаются в проектную работу с самого начала, а не только для решения возникших проблем, когда проекти­рование рабочей системы завершено.

Стандарт фиксирует научно обоснованные и много­кратно проверенные в практике проектирования прин­ципы, методы и требования эргономики. Новизна состоит в том, что они становятся общепринятыми и формулиру­ются комплексно как положения международного нор­мативно-технического документа, с которым должны считаться проектировщики, конструкторы, инженеры, дизайнеры, архитекторы и другие специалисты.

Распределение функций

При проектировании рабочих систем важное место отводится распределению функций между человеком и машиной. Этому предшествуют:

1) анализ возможностей и ограничений как человека, так и машины при выполнении ими функций в рабочей системе;

2) выбор между человеком и машиной в отношении выпол­няемых функций;

3) оптимизация соотношения между функциями человека и машинными функциями.

Исходными данными для распределения функций являются назначение рабочей системы и условия ее функционирования. Нередко системы должны выпол­нять задачи, конкурирующие между собой. В этих случа­ях нахождение компромисса представляет предваритель­ное условие распределения функций. Одни функции передаются человеку, другие — техническому средству и/или программному обеспечению, но чаще всего они выполняются ими совместно. В последнем случае функ­ции должны быть не просто переданы одному или друго­му, а разделены между человеком и машиной. Требова­ния к выполнению человеком своих функций зависят от уровня автоматизации системы.

Распределение функций определяет качество не только функционирования рабочей системы, но и рабочей жизни людей. В идеале человеку должны быть отведены только те функции, выполнение которых положительно влияет на его здоровье, благополучие и безопасность, все другие должны быть переданы машине. Распределение функций признается в эргономике удовлетворительным, если рабочая нагрузка человека допустима (близка к оптимальной), а работа осмысленна, мотивирована, при­носит удовлетворение.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная